Previous Entry Share Next Entry
Лови - поймайся
playrabbit
Я поднакопил некоторое количество опыта и решил, что пора им делится. Наше новое агентство натолкнуло меня на идею о том, с чего можно начать. Я начну с того, какие уроки я для себя усвоил в процессе поисков.





Пока я искал новых дизайнеров к нам в штат и на part-time, столкнулся с рядом проблем. Так что эта часть советов для соискателей (дизайнеров, иллюстраторов, трехмерщиков и так далее).

Соискателям

1. Будьте в тусовке

В первую очередь наниматели (от агентства до успешного фрилансера) ищут среди своих. Пишут объявления у себя в ЖЖ, Твиттерах и Фейсбуках, спрашивают у коллег. Если вы не хотите быть на виду, то хотя бы проводите постоянный мониторинг— хорошие люди нужны всегда и их ищут чаще, чем вы думаете. Ищут среди своих хотя бы по той причине, что можно сэкономить время на поиске рекомендаций, узнать насколько ответственен и скор исполнитель.

Старайтесь не устраиваться на работу, где вашим руководителем будет ваш знакомый. Конечно, это может показаться удобным вариантом, но это плохо сыграет на вашей организации, вашем профессиональном росте, а главное — на отношениях с этим знакомым.


2. Размещайте портфолио
на открытых сервисах для портфолио

Сейчас существует масса бесплатных сервисов, где можно похвастаться своими работами и найти нового заказчика. Главная польза от них в том, что ваши работы находятся в постоянном доступе и их можно быстро просмотреть, а не копаться в PDF и архивах.

Есть сервисы вроде http://www.free-lance.ru и http://www.freelance.ru. Это самые крупные проекты, заточенные под поиск заказчиков. Исторически сложилось так, что популярность этих проектов привлекла массу специалистов низкого уровня и такой же цены и выделится там крайне сложно, не говоря уж о том, что размещение на этих сайтах своего портфолио считается моветоном. Однако, если активно следить за размещением запросов от заказчиков, можно быть сытым.

Есть крупные уважаемые проекты http://revision.ru, http://www.behance.net и его русский клон http://russiancreators.ru. Эти проекты изначально нацелены на приобретение популярности своих коллег и повышение качественного уровня среди масс. На всех проектах до недавнего времени действовала система регистрации по инвайтам, что помогало держать общий качественный уровень. Сейчас этот барьер устранен, остается только не оплошать перед коллегами. Система поиска заказов здесь идет от обратного — заказчики сами находят себе исполнителей исходя из рейтинга, популярности и качества работ авторов. Так же это помогает быть на виду у людей, которые в нужный момент могут порекомендовать вас заказчику.

Если вы считаете, что у каждого уважающего себя человека должна быть своя «страничка в интернете», то можно воспользоваться CMS для портфолио, которые могут располагаться на вашем домене. Самые популярные системы — http://www.indexhibit.org и http://cargocollective.com. Чтобы долго не углубляться в рассказ о них, скажу, что они похожи на Windows и Mac OS соответственно. То есть первая — гибко настраивается, предполагает возможность использования дополнительных модулей и так далее, а вторая предполагает, что вы не хотите возиться со своим сайтом, что у вас нет хостинга и всё должно быть сразу красиво. Кстати, о Cargo хорошо написал Толя Карасов.


3. Пишите простые письма

Письмо нанимателю — это важно, поверьте. Это ваш первый контакт напрямую с потенциальным нанимателем. Чтобы составить «правильное» письмо не нужно быть мастером в HR, нужно только понять, что происходит в голове у человека, который будет его читать.

Не пишите много. Большие письма почти никто не читает. Нет, не потому что все такие снобы, а потому что каждый управленец разгребает десятки, а иногда и сотни рабочих писем и иногда просто не хватает времени. Всё, что важно знать о вас на этом уровне — это почему вы хотите работать в этой компании (или с этим человеком), чем вы можете быть полезным и что вы хотите делать.

Не допускайте ошибок. Орфографические ошибки — самое страшное зло, которое говорит о том, что вы невнимательны, что будете также наплевательски относится к работе и что вы, возможно, морально не доросли до работы с крупными клиентами. Обилие смайликов, знаков пунктуации и других атрибутов стиля общения в мессенджерах здесь также неприемлимо. Да и в конце, концов, это просто невежественно.

Ссылка лучше приложенного файла. Этот пункт также относится к экономии времени. Хуже приложенного файла может быть только файл, выложенный на бесплатном файлообменнике. Это верх неуважения к чужому времени. Наниматель наверняка не скачает архив с вашими работами, потому что придется искать этот архив, извлекать картинки или видео, смотреть их и переключаться обратно на письмо, при том, что придется также соотносить эти файлы с вашим именем. Даже в случае, если вы потратили время и собрали это всё в одном PDF, это не делает просмотр ваших работ удобнее. Одновременно размещение своих работ на специальных сервисах занимает столько же или даже меньше времени, а итоговый эффект — выше.

Говорите про условия. Помните, что работа, это всегда обоюдное решение. Условия работы компании обычно известны, но ваши — не всегда. Может оказаться, что вы живете в другом городе и не можете выйти на работу, пока не переедете. Может оказаться, что вы учитесь и у вас ограниченное время для работы. Таких пунктов может быть много и будет неприятно, если они всплывут в последний момент.

Требуйте ответа. Часто в небольших компаниях нет отдельного HR-специалиста, поэтому эту функцию выполняет человек, у которого есть масса иных задач и ваше письмо может пройти мимо. Или наниматель прочел его дома вечером, а на работе уже благополучно о нём забыл. Поэтому если ответа не последовало, пишите снова. Ничего страшного в этом нет, никто не подумает, что вы идиот и не поняли с первого раза, которого не было. Только не забудьте указать, что вы уже писали ранее.


4. Не используйте в портфолио все работы

Важно понимать зачем вы составляете портфолио и публикуете его или показываете заказчику или нанимателю. Скорее всего ваша изначальная задача показать ваш уровень и возможности. Количество сделанных проектов не говорит о том, что вы хороший специалист. Всегда отбирайте только лучшие на ваш взгляд работы. Критерия может быть два — коммерческий и профессиональный успех. Причем, первое всегда важнее, об этом вы можете узнать у заказчика. Второе показывает ваш профессиональный рост и возможности. Их могут оценить ваши коллеги по «цеху». При отборе работ можно отталкиваться от вида вашей специализации.

В иллюстрации главное — созданный уникальный стиль. Именно за это платят и именно за это будут выбирать вас. Конечно, желательно, чтобы ваш стиль был в тренде, но на качественные иллюстрации всегда найдется заказчик. Ваша разносторонность в иллюстрации может сыграть на руку, потому как шанс на заказ повышается, но вас всегда должно быть легко идентифицировать среди масс других иллюстраторов.

У дизайнера стоят иные задачи — он конструктор-оформитель. Дизайнер просто обязан работать в разных стилях и постоянно отслеживать, а лучше создавать новые. Даже если вы специализируетесь на инфодизайне и делаете сайты только для банков, то это не могут быть одинаковые сайты.

Если вы публикуете работы у себя на сайте или на специальных сервисах, старайтесь не публиковать больше 20-30 проектов — больше физически сложно охватить и выше шанс, что посетитель не станет вообще ничего смотреть. Такое часто случается на сайтах иллюстраторов. Иллюстратор нарисовал десятки картинок и вывалил это всё без рубрикации. Старайтесь собирать такие работы по какому-нибудь признаку — один проект, один стиль или тема.

Если вы отправляете работы в письме или делаете подборку на сайте специально под компанию или заказчика, ограничьтесь 5 и 10 работами соответственно. Часто по пяти работам можно понять качественный уровень специалиста и наличия вкуса (ведь он сам отобрал лучшие работы). Во втором случае, если вы делаете подборку для заказчика по похожим проектам, помните, что он посмотрит в лучшем случае 2-3, которые подходят ему по какому-либо решению, поэтому сделайте предпросмотр.

Всегда указывайте степень вашего участия. В последнее время распространен дурной тон — показывать работу, которая была сделана в команде и не указывать соавторов. Это всё равно выяснится и ударит по вашей репутации.


5. Добивайтесь встречи

Рынок дизайна и рекламы перенасыщен и специалистов такого же уровня часто много. Нанимателю часто сложно сделать выбор среди них, а одним из важных факторов выбора является ваша личность. Может быть вы очень яркий и интересный человек или просто приятный в общении и легко вливаетесь в коллектив. Практически во всех коммерческих организациях стараются подбирать команду так, чтобы она работала слаженно не только на профессиональном уровне.

Поэтому, если вы просто «набьетесь» в гости, чтобы выпить чаю и поболтать — это будет для вас большим плюсом в карму. У компании всегда найдется полчаса-час на хорошего человека и если вас не возьмут в эту компанию, то наверняка посоветуют в другую (см. первый пункт).


6. Делайте спецпроекты

Абсолютно все люди тщеславны. Это известный факт и на нем можно хорошо сыграть. Если вы поняли, что вы нашли компанию, в которой хотите работать, попробуйте сделать для них свой спецпроект. Не обязательно это должно быть что-то трудоемкое. Например, наш младший копирайтер так попал к нам и успешно работает уже полгода. Это может быть даже просто картинка, интересная и хорошо сделанная и ваши шансы увеличатся.


— ≈ —


Теперь переключимся на нанимателей. Нанимателям так же сложно найти хорошего исполнителя на один проект или на full-time. Как я уже говорил выше — рынок переполнен и обе стороны ведут себя порой странно. Я дам пару советов о том, как искать.

Нанимателям

1. Доверяйте профессионалам

Естественно, я не могу не написать про наше агентство «Jacht», первое в своём роде. Потому что ищет действительно хороших спецов, которых никогда не будет на ХедХантер.ру и Работа.ру. А еще у вас будет шанс пообщаться с очень милой девушкой, которая разбирается среди специалистов на рынке рекламы и дизайна.


2. Не ищите, а выбирайте

Общение с соискателем должно быть выстроено так, чтобы в первую очередь в вакансии был заинтересован сам соискатель, иначе это может отразится на лояльности к вашей компании в будущем. Это проверено даже на мне. В обратном случае соискатель постоянно будет ждать чего-то большего от вас и никогда этого не получать.


3. Чётко формулируйте запрос

Не важно с помощью какого инструмента вы ищете специалиста, важно, чтобы вы понимали кто именно вам нужен. В обратном случае, всё как во втором пункте — вы будете ждать от поисков большего и не будете удовлетворены результатом.

Так же важно понимать, что соискатель (или тот, кто его рекомендует) должен идентифицировать себя с вашим запросом. Чем сильнее вы «размываете» запрос, тем меньше соискатель уверен в том, что он вам подходит.

Перечисляйте обязанности и блага, которые получит новый сотрудник — это поможет отсеять неподходящих соискателей и избавить вас от повторяющихся вопросов. 


4. Таргетируйте запрос

Если вы знаете кто и какого качественного уровня вам нужен специалист, то можно предположить где он обитает и с кем знаком. Если вы не хотите разгребать десятки писем от людей, которым всё равно чем заниматься, потому что они и так ничего не умеют и ваше объявление они не прочитают до конца, не размещайте это объявление где попало.

Например, если вам нужно быстро и дешево заанимировать баннер с готовым дизайном, стоит искать на Фри-ланс.ру, а если нужна качественная иллюстрация, можно сразу обратится в BangBang или написать на Ревижене и так далее. Выше я кратко описал подобное деление для фрилансеров.


5. Всегда отвечайте на письма

Не важно насколько большая у вас компания и какой у неё медиавес. Помните, что вы выбираете среди живых людей, у которых есть чувства и надежды. Приготовьтесь к тому, что вам придется написать 20 отказов и 10 писем о продолжении общения. Если вы считаете нужным — мотивируйте отказы, но делайте это просто и по делу, давайте рекомендации. Снобы никогда не имели положительный образ в обществе.


6. Всегда знакомьтесь лично с соискателями

Довольно часто случается так, что в одном человеке совмещается талант от Бога, а характер от беса. Если вам попадется такой человек и вы не глядя примете его на работу, его придется держать в отдельном помещении от других сотрудников. Помните, что часто коллектив команды среди сотрудников ценится выше зарплаты за работу, которую они делают.

Потратить 15-30 минут на разговор и чашку чая с соискателем, который подходит вам по навыкам полезно хотя бы потому, что будет видно, как человек формулирует свои мысли, как относится к работе. В личной беседе можно легко выяснить что не понравилось ему на предыдущем месте работы, чего он на самом деле жаждет от нового места. А самое главное — лишь встретившись лично можно понять насколько соискателю нужна эта работа, будет ли ему интересно делать своё дело. Иногда это говорит больше, чем само портфолио.


7. Не берите на работу знакомых

К сожалению очень мало людей способных адекватно разделять рабочие и личные отношения. Даже если такое качество есть у вас, не факт, что оно есть у вашего знакомого и есть риск испортить отношения напрочь даже не по вашей вине. Кроме того, если вы берете знакомого в подчинение, высок шанс фамильярного отношения к ответственности перед своей работой. Практически любой человек будет позволять себе опаздывать, не сдавать работу в срок и наоборот, слишком заморачиваться о качестве своей работы и не делать её вовсе.

Однако всё работает наоборот, если вы берёте знакомых ваших сотрудников на тот же уровень (например, дизайнером знакомого одного из дизайнеров) — коллектив сплачивается и поддерживает друг друга.


8. Берите тех, кто разбирается в своём деле лучше вас

Если вы адекватный человек и ищете людей, которые будут помогать вашему бизнесу, а не тешить ваше самолюбие, то вам необходимо искать тех кто знает своё дело лучше вас. Он сможет научить вас большему, чем вы сможете подчерпнуть откуда-либо еще. Сотрудники со слабыми навыками будут постоянно отнимать ваше рабочее время и в итоге вам придется делать всё самому. Безусловно, возможно варианты «на вырост», но это крайне неблагодарная практика.


— ≈ —


Резюмируя выше написанное, замечу, что это не всё, что можно посоветовать, но быстро и успешно находить работу или сотрудника можно попытаясь лишь понять своего оппонента. Если вы соискатель — подумайте, как отбирает соискателей HR или арт-директор, если вы наниматель — подумайте, что нужно соискателю и вы очень быстро найдете друг друга.

А если руководитель стал потом знакомым? )

наоборот всегда работает хорошо, потому что в голове уже установки правильно на разделение работа/дружба работают. С тобой и Олегом же всё ок )

Крутой пост. Хлоп-хлоп-хлоп!

+ Ссылку на валерин сайт поправь

Спасибо, Кирилл =)

так и до книги не далеко, полезно)

(Deleted comment)
Спасибо
ага, а свой опыт-то зажал!

Ну теперь точно надо пост про Cargo обновить :)

так уж давно пора, там и темы новые вышли )

Вчера решил не писать отзыв, а сегодня напишу — в целом правдивая статья, бро! во многом очень близко.

p.s. говоришь не умеешь длинные посты писать :)

Полезный пост.

Очень полезно. И, с недавнего времени, актуально для меня. Спасибо!

Отличная статья. Спасибо.
(У вас в пятом пункте два раза слово специалистов)

Пожалуйста-спасибо! Поправил

ты крутой, Стас!

От крутого слышу!

avdeev Expand
Dziekuje, wszystko jest prawda ))

ты меняешь жж, как перчатки!

Очень толково и полезно, Стас.

Спасибо, Олег

Стас - Пупусечка

круто
жутко структурно от этого и круто!

Спасибо, Свет )

Круто! Возмите меня на работу на чашечку чаю в твиттер! :)

Присылайте письмо, обсудим )

?

Log in

No account? Create an account